Творческое мышление: развитие креативности (Евгений Буянов)
Зачем уметь мыслить творчески?
Вообще, тему развития творческого мышления можно исследовать чуть ли не до бесконечности, находя в ней все новые грани и оттенки. Поэтому мы не будем пытаться найти «Святой Грааль», ради которого все затеяно, а укажем на несколько, на наш взгляд, наиболее важных целей, достойных кропотливой работы над креативной составляющей своего разума.
Итак, развитое творческое мышление и воображение позволят вам:
1
Мыслить нестандартно. Мыслительные шаблоны и клише уже давно потеряли свою актуальность и только снижают эффективность человека, чего бы это ни касалось. Развитое творческое мышление помогает находить неожиданные решения сложных проблем, быстрее преодолевать трудности, продуктивнее работать, больше успевать, добиваться результатов там, где остальные пасуют.
2
Добиваться успеха. Открытие бизнеса, накопление денег, инвестиции, ведение переговоров, публичные выступления, заключение сделок – везде нужен творческий подход, т.к. именно он делает человека на голову выше других, формирует его репутацию и авторитет, помогает ему стать незаменимым членом команды. Впрочем, креативность пригодится даже грузчику на складе или офис-менеджеру в небольшой фирме.
3
Развиваться духовно. Творчество – это всегда выход за рамки, и именно поэтому, всецело воздействуя на личность человека, оно делает его одухотворенным, смотрящим вглубь вещей, видящим более остальных. Не мудрено, что многие творческие люди живут в гармонии с собой и миром, четко понимают свою миссию и предназначение, занимаются любимым делом и черпают счастье из каждого проживаемого дня.
4
Быть интересным. Творческое мышление делает из человека интересного собеседника, с которым можно поговорить на разные темы и необычно провести время. Подспудно развиваются и чувство юмора, навыки коммуникации, умение конструктивно разрешать конфликты. Творческие люди, словно магнит, выгодно отличаясь от обывателей, притягивают к себе окружающих и завоевывают преданных друзей.
5
Развивать интеллект. Большинство по-настоящему творческих людей обладают высоким IQ.
Что такое творческое мышление и креативность?
Объяснить и описать, что такое творческое мышление и каковы его особенности, задача достаточно сложная. Одно из немногих объективных определений креативности/творческого мышления дал психолог Олег Константинович Тихомиров:
Творческое мышление – один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Творческое мышление отличают от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением.
Как научиться мыслить творчески?
Как уже было сказано, существует много подходов к пониманию творческого мышления, и, следовательно, есть множество способов обучения такому мышлению. Среди популярных подходов к анализу креативности можно отметить:
1 концепцию латерального мышления;
2 теорию решения изобретательских задач;
3 синектику;
4 метод шести шляп;
5 некоторые другие методы.
Большинство из этих подходов имеют схожие черты, однако если пытаться заниматься по всем этим методикам одновременно, можно запутаться.
Проанализировав многие подходы к креативности, мы пришли к выводу, что наиболее универсальной теорией является концепция латерального мышления Эдварда Де Боно (а также ее интерпретация Филипом Котлером), которая направлена на понимание логики построения новых идей. Именно концепция латерального мышления легла в основу данного курса. Также в нем использовался ряд важных методик развития творческого мышления из других теорий, чтобы расширить концепцию де Боно.
Уроки по творческому мышлению
Курс поделен на несколько уроков, которые призваны раскрыть в вас различные стороны креативного мышления. Пройдя все уроки, вы получите необходимые базовые знания, которые помогут вам применять и постоянно совершенствовать свое творческое мышление.
Урок 1. Латеральное мышление
Скрытая ссылкаЧтобы мыслить нешаблонно и создавать действительно что-то новое, полезно понимать, как, разрывая шаблон, прийти к новой идее. В данном уроке будет описана схема латерального мышления Эдварда де Боно в интерпретации знаменитого маркетолога Филипа Котлера. Осознание процесса креативного мышления поможет вам понять, как сделать свой творческий процесс продуктивнее.
Урок 2. Фрейминг и фокусировка
Скрытая ссылкаЧтобы создать что-то новое, нужно обязательно выбрать направление творческого поиска. Без такой отправной точки просто невозможно двигаться дальше. Каким бы это ни показалось странным, но чем четче обозначить рамки, тем проще будет создавать что-то новое. В данном уроке показано значение выбора фокусировки и рассмотрены паттерны фокусов языка Роберта Дилтса (фрейминг), опираясь на которые можно начинать процесс латерального мышления.
Урок 3. Разрыв шаблона
Скрытая ссылкаКогда известен алгоритм того, как целенаправленно смотреть на вещи под разными углами, можно в любой ситуации найти наиболее подходящий фокус (фрейм). Но что-то новое еще пока не появилось, т.к. мы просто меняли угол зрения, не изменяя сам объект. Процесс латерального мышления только начался. Чтобы продолжить его, необходимо осуществить то, что называют «латеральным разрывом» (разрывом шаблона, сдвигом или смещением). Именно разрыв шаблона поможет нарушить логику мышления, чтобы прийти к новым идеям.
Урок 4. Развитие творческого воображения
Скрытая ссылкаПосле произведения латерального разрыва появляется много, в большинстве своем, нелогичных (латеральных) суждений. Теперь предстоит сделать шаг, направленный на устранение получившегося разрыва шаблона. Предстоящий этап связан с работой по развитию творческого воображения для поиска и создания полноценных креативных идей из метаморфоз, получившихся на предыдущих этапах. Данный урок описывает методики, принципы и особенности развития творческого воображения, а также содержит полезные приемы, упражнения и игры.
Урок 5. Развитие креативности
Скрытая ссылкаНа последнем этапе, кроме творческого воображения, важную роль играет и креативность человека – способность к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. Важно отметить, что креативность – это неоднородное свойство, имеющее несколько характеристик. Самыми распространенными являются характеристики, выделенные знаменитым американским психологом Джоем Полом Гилфордом еще в 60-х годах прошлого века. О них и пойдет речь в уроке.
Урок 6. Теории творчества и креативности
Скрытая ссылкаЕще в далеком 16 веке выдающийся английский философ Френсис Бэкон сетовал на то, что научные открытия происходят медленно и во многом случайно. Он пытался найти подходы и алгоритмы, которые позволили бы превратить «создание нового» в системный, постоянный процесс. С тех пор прошло немало времени и сегодня общество имеет в своем распоряжении массу теорий творчества и креативности, помогающих нестандартно смотреть на существующие проблемы и предлагать нетривиальные решения. В уроке мы сделаем обзор наиболее известных и широко применяемых техник и концепций.
Цена: 2990 руб.
Скрытая ссылка
Зачем уметь мыслить творчески?
Вообще, тему развития творческого мышления можно исследовать чуть ли не до бесконечности, находя в ней все новые грани и оттенки. Поэтому мы не будем пытаться найти «Святой Грааль», ради которого все затеяно, а укажем на несколько, на наш взгляд, наиболее важных целей, достойных кропотливой работы над креативной составляющей своего разума.
Итак, развитое творческое мышление и воображение позволят вам:
1
Мыслить нестандартно. Мыслительные шаблоны и клише уже давно потеряли свою актуальность и только снижают эффективность человека, чего бы это ни касалось. Развитое творческое мышление помогает находить неожиданные решения сложных проблем, быстрее преодолевать трудности, продуктивнее работать, больше успевать, добиваться результатов там, где остальные пасуют.
2
Добиваться успеха. Открытие бизнеса, накопление денег, инвестиции, ведение переговоров, публичные выступления, заключение сделок – везде нужен творческий подход, т.к. именно он делает человека на голову выше других, формирует его репутацию и авторитет, помогает ему стать незаменимым членом команды. Впрочем, креативность пригодится даже грузчику на складе или офис-менеджеру в небольшой фирме.
3
Развиваться духовно. Творчество – это всегда выход за рамки, и именно поэтому, всецело воздействуя на личность человека, оно делает его одухотворенным, смотрящим вглубь вещей, видящим более остальных. Не мудрено, что многие творческие люди живут в гармонии с собой и миром, четко понимают свою миссию и предназначение, занимаются любимым делом и черпают счастье из каждого проживаемого дня.
4
Быть интересным. Творческое мышление делает из человека интересного собеседника, с которым можно поговорить на разные темы и необычно провести время. Подспудно развиваются и чувство юмора, навыки коммуникации, умение конструктивно разрешать конфликты. Творческие люди, словно магнит, выгодно отличаясь от обывателей, притягивают к себе окружающих и завоевывают преданных друзей.
5
Развивать интеллект. Большинство по-настоящему творческих людей обладают высоким IQ.
Что такое творческое мышление и креативность?
Объяснить и описать, что такое творческое мышление и каковы его особенности, задача достаточно сложная. Одно из немногих объективных определений креативности/творческого мышления дал психолог Олег Константинович Тихомиров:
Творческое мышление – один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Творческое мышление отличают от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением.
Как научиться мыслить творчески?
Как уже было сказано, существует много подходов к пониманию творческого мышления, и, следовательно, есть множество способов обучения такому мышлению. Среди популярных подходов к анализу креативности можно отметить:
1 концепцию латерального мышления;
2 теорию решения изобретательских задач;
3 синектику;
4 метод шести шляп;
5 некоторые другие методы.
Большинство из этих подходов имеют схожие черты, однако если пытаться заниматься по всем этим методикам одновременно, можно запутаться.
Проанализировав многие подходы к креативности, мы пришли к выводу, что наиболее универсальной теорией является концепция латерального мышления Эдварда Де Боно (а также ее интерпретация Филипом Котлером), которая направлена на понимание логики построения новых идей. Именно концепция латерального мышления легла в основу данного курса. Также в нем использовался ряд важных методик развития творческого мышления из других теорий, чтобы расширить концепцию де Боно.
Уроки по творческому мышлению
Курс поделен на несколько уроков, которые призваны раскрыть в вас различные стороны креативного мышления. Пройдя все уроки, вы получите необходимые базовые знания, которые помогут вам применять и постоянно совершенствовать свое творческое мышление.
Урок 1. Латеральное мышление
Скрытая ссылкаЧтобы мыслить нешаблонно и создавать действительно что-то новое, полезно понимать, как, разрывая шаблон, прийти к новой идее. В данном уроке будет описана схема латерального мышления Эдварда де Боно в интерпретации знаменитого маркетолога Филипа Котлера. Осознание процесса креативного мышления поможет вам понять, как сделать свой творческий процесс продуктивнее.
Урок 2. Фрейминг и фокусировка
Скрытая ссылкаЧтобы создать что-то новое, нужно обязательно выбрать направление творческого поиска. Без такой отправной точки просто невозможно двигаться дальше. Каким бы это ни показалось странным, но чем четче обозначить рамки, тем проще будет создавать что-то новое. В данном уроке показано значение выбора фокусировки и рассмотрены паттерны фокусов языка Роберта Дилтса (фрейминг), опираясь на которые можно начинать процесс латерального мышления.
Урок 3. Разрыв шаблона
Скрытая ссылкаКогда известен алгоритм того, как целенаправленно смотреть на вещи под разными углами, можно в любой ситуации найти наиболее подходящий фокус (фрейм). Но что-то новое еще пока не появилось, т.к. мы просто меняли угол зрения, не изменяя сам объект. Процесс латерального мышления только начался. Чтобы продолжить его, необходимо осуществить то, что называют «латеральным разрывом» (разрывом шаблона, сдвигом или смещением). Именно разрыв шаблона поможет нарушить логику мышления, чтобы прийти к новым идеям.
Урок 4. Развитие творческого воображения
Скрытая ссылкаПосле произведения латерального разрыва появляется много, в большинстве своем, нелогичных (латеральных) суждений. Теперь предстоит сделать шаг, направленный на устранение получившегося разрыва шаблона. Предстоящий этап связан с работой по развитию творческого воображения для поиска и создания полноценных креативных идей из метаморфоз, получившихся на предыдущих этапах. Данный урок описывает методики, принципы и особенности развития творческого воображения, а также содержит полезные приемы, упражнения и игры.
Урок 5. Развитие креативности
Скрытая ссылкаНа последнем этапе, кроме творческого воображения, важную роль играет и креативность человека – способность к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. Важно отметить, что креативность – это неоднородное свойство, имеющее несколько характеристик. Самыми распространенными являются характеристики, выделенные знаменитым американским психологом Джоем Полом Гилфордом еще в 60-х годах прошлого века. О них и пойдет речь в уроке.
Урок 6. Теории творчества и креативности
Скрытая ссылкаЕще в далеком 16 веке выдающийся английский философ Френсис Бэкон сетовал на то, что научные открытия происходят медленно и во многом случайно. Он пытался найти подходы и алгоритмы, которые позволили бы превратить «создание нового» в системный, постоянный процесс. С тех пор прошло немало времени и сегодня общество имеет в своем распоряжении массу теорий творчества и креативности, помогающих нестандартно смотреть на существующие проблемы и предлагать нетривиальные решения. В уроке мы сделаем обзор наиболее известных и широко применяемых техник и концепций.
Цена: 2990 руб.
Скрытая ссылка