Диагностика и практика помощи при психических травмах [Психометрика]

Bot

Администратор
Команда форума
23 Янв 2020
190,418
3,071
113
269049.jpg

Занятие 1. Теоретические основы и диагностика психической травмы
Понятие психической травмы. Представления о психотравматизации в различных подходах оказания психологической помощи: психодинамическом, когнитивно-поведенческом, телесно-ориентированном, гештальт-подходе. Психическая травма, посттравматическое стрессовое расстройство и комплексное посттравматическое стрессовое расстройство (классификация МКБ-10, МКБ-11 и DSM-V). Факторы, влияющие на возникновение психической травмы. Международные представления о дифференциации видов психических травм. Российская классификация психических травм О.В. Защиринской (2024, патент РФ).

Занятие 2. Нейробиология психической травмы и ПТСР

Основные нейробиологические механизмы психотравмы: нервная система и характеристики нейронных компонентов. Последствия влияния психической травмы на мозг. Нейробиология хронической психотравматизации. Нейробиология ПТСР: ключевые нейротрансмиттеры, пострадавшие при опыте психотравматизации; последствия влияния психотравмы на нейротрансмиттеры; значимые эпигенетические факторы психотравмы; нейропластичность мозга и ее роль в устойчивости к психотравмирующему опыту.

Занятие 3. Диагностика травматического стресса

Общая диагностика психической травмы и посттравматического стрессового расстройства. Методики диагностики психической травмы: опросник травматических событий LEC-5, 2017; опросник симптомов ПТСР PCL-5, 2017; международный опросник травмы, 2022; «Шкала для клинической диагностики ПТСР» (Clinical-administered PTSD Scale – CAPS), 2007; метод структурированного клинического интервью (SCID – Structured Clinical Interview for DSM-IV-R), 2007; интервью диссоциативного подтипа посттравматического стрессового расстройства (DSP-I), 2017; шкала оценки тяжести воздействия травмирующего события (Impact of Event Scale – IOES) М. Горовитца, 2007; опросник перетравматической диссоциации (ОПД), 2007; шкала диссоциации (DES), 2007; анкета «Ранний опыт отношения в семье» и др.

Проективные критерии в диагностике психической травмы. Судебно-психологические экспертные критерии диагностики посттравматического стрессового состояния у пострадавшего по гражданским и уголовным делам.
Определение степени тяжести посттравматического стрессового состояния у клиента. Сложности дифференциальной диагностики психической травмы, посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) и комплексного посттравматического стрессового расстройства (КПТСР).

Занятие 4. Интегративный подход к оказанию помощи при психической травме

Рандомизированные клинические исследования научно-обоснованных методов психологической помощи при психической травме и ПТСР. Интегративная концепция психологической помощи при психической травме: обоснование, фазы и их содержание. Выбор стратегии работы при различных структурах личности. Установление отношений с психотравматизированным клиентом: особенности сеттинга и установления рабочего альянса; создание безопасной атмосферы и восстановление безопасных границ; специфика поддержания контакта. Психологическая позиция психотравматолога.

Занятие 5. Фаза стабилизации при работе с последствиями психической травмы. Базовые ресурсные техники

Принципы и этапы работы с психической травмой. Этап стабилизации: цели и задачи. Упражнения и техники, направленные на стабилизацию психоэмоционального состояния. Понятие ресурсов. Мультимодальная модель преодоления стресса «Многомерная модель внутренней устойчивости (Basic-Ph)». Внутренние и внешние ресурсы. Техники работы с ресурсами. Мотивы, используемые для раскрытия ресурсов.
Понятие «травматической воронки» и «воронки исцеления». Методы и техники работы с ресурсами тела. Метод соматического переживания П. Левина. Релаксационный тренинг Й.Х. Шульца. Техники работы с дыханием.

Занятие 6. Фаза трансформации: начало работы с последствиями психической травмы

Этап трансформации психической травмы: условия и задачи этапа. Понятие «травматической сцепленности»: сверхсцепленные и слабосцепленные симптомы. Понятие травматического цикла. Работа по восстановлению ориентировочных реакций и реакций защиты. Понятие «нулевой точки» психотравмы. Различные способы работы с травматической историей. Работа с мыслями, которые препятствуют восстановлению (негативные фиксированные мысли). Работа чувствами (страх, вина и стыд и др.). Работа с внутренним травмированным ребенком. Работа с интроектом преступника. Техники работы с диссоциацией. Техника «Наблюдателя». Потенциал символдрамы и других методов фазы трансформации психической травмы.

Занятие 7. Фаза трансформации: методы работы с травматической историей

Специфика и ограничения в применении конфронтации при работе с последствиями психической травмы.
Методы работы с травматической историей: экспозиция в воображении, письменная экспозиция, нарративная конфронтация. Содержание и техника проведения экспозиции воображения. Письменная экспозиционная терапия (по Денису М. Слоуну, Брайану П. Марксу). Специфика нарративной конфронтации при переработке психотравмирующего опыта.

Занятие 8. Фаза трансформации: вина и стыд

Определение чувств вины и стыда. Психологический дискурс об этих сложных чувствах. Понятие «вина выжившего». Причины вины выжившего, ее виды. Вина выжившего, стыд в структуре ПТСР. Когнитивная модель вины, оставшегося в живых. Общие рекомендации по психологической помощи при «вине выжившего». Практические рекомендации по преодолению чувства вины выжившего. Содержание работы психолога со стыдом при ПТСР.

Занятие 9. Фаза трансформации: работа с внутренним травмированным ребенком

Разнообразие представлений о внутреннем ребенке в разных концепциях и подходах к изучению структуры психики. Содержание эго-состояний в рамках схема-терапии.
Содержание работы с внутренним травмированным ребенком. Техники работы психолога с конструктом «травмированный ребенок». Актуализация зрелого взрослого. Актуализация внутреннего травмированного ребенка. Работа с чувствами травмированного ребенка. Взаимодействие взрослого с внутренним травмированным ребенком.

Занятие 10. Фаза интеграции при преодолении психической травмы

Фаза интеграции при оказании помощи людям с различным опытом психотраматизации. Работа со смыслом. Практические приемы для открытия нового смысла на основе личного опыта психотравматизации. Методы работы с травматической историей на фазе интеграции. Методики и техники завершения и интеграции травматического опыта. Методика «Путь» и др.

Занятие 11. Случаи тяжелой психотравматизации: пролонгированная психическая травма детского развития

Психоаналитическая и бодинамическая концепция развития и нарушения привязанности. Понятие «травма развития». Особенности воздействия психолога при различных сценариях психотравмы развития. Дифференциация динамики и стратегий работы специалиста после пережитых травматических ситуаций и психотравмах детского развития.

Занятие 12. Случаи тяжелой психотравматизации: сексуальная психотравма

Проявления сексуальной психотравматизации: телесные, эмоциональные, поведенческие. Феномен сексуального использования и специфика работы специалиста. Последовательность, особенности и принципы работы с последствиями сексуальной травмы. Работа по восстановлению личностного контроля. Отличия в стратегии и динамике работы с выраженной острой стрессовой реакцией при сексуальной травме и при сексуальном использовании. Психологическое завершение хронической ситуации низкой или высокой интенсивности переживаний после психических травм, связанных с сексуальным насилием.

Бонус занятие. Углубление знаний по оказанию помощи военнослужащим

  • Видео занятие 1. Суицидальное поведение ветеранов боевых действий: диагностика и психологическая помощь
    Специфика суицидального поведения ветеранов боевых действий. Экспертная оценка суицидального риска. Экспресс-диагностика суицидальных факторов в поведении участников боевых действий. Когнитивно-поведенческий подход для предотвращения самоубийства у ветеранов.
  • Видео занятие 2. Когнитивно-поведенческая терапия при хронической боли у комбатантов
    Эффективность когнитивно-поведенческого подхода при избавлении от хронической боли у комбатантов. Применение КПТ для саморегуляции при хронической боли. Содержание и алгоритм проведения сессий по преодолению хронической боли в когнитивно-поведенческом подходе. Профессиональные компетенции специалиста при оказании психологической помощи участникам боевых действий с хронической болью.
  • Видео занятие 3. Фантомные боли: техники психологической помощи и самопомощи
    Эффективные научно-обоснованные методы преодоления фантомных болей у участников боевых действий. Метод зеркальной визуальной обратной связи. Техники психологической помощи и самопомощи по преодолению фантомных болей для комбатантов. Рекомендации по самопомощи для ветеранов во время применения зеркальной визуальной обратной связи.