Форма и стиль русского искусства ХХ века
Лекция 3. Переход от конструктивизма к сталинскому стилю
Кирилл Алексеев
28 сентября
На третьей лекции мы поговорим о том, как возник конструктивизм в советской архитектуре и какие трансформации он пережил, переходя к «сталинскому стилю».
Конструктивизм получил распространение в советской архитектуре в 20-х годах, и решительно отвергая архитектурные традиции прошлого и опираясь на абстрактные лаконичные геометрические формы, обусловленные функциональными и конструктивными особенностями зданий. Конструктивизм соответствовал новому — революционному духу времени и стал большим стилем, пришедшим на смену эклектике и модерну предшествующих десятилетий. Но несмотря на господство конструктивизма, одновременно с ним продолжали существовать другие стилистические тенденции, встречающиеся в творчестве отдельных архитекторов. Например, И.В. Жолтовский всегда придерживался в своём творчестве традиционалистского неоклассицистического направления, в том числе и в «эпоху конструктивизма». И.А. Фомин также разработал собственный стиль «красной дорики», основанной на «реконструкции классики» в соответствии с особенностями новой пролетарской идеологии, черты которой, по замыслу архитектора, этот стиль должен был выражать. В то же время, период господства конструктивизма сказывался на творчестве и неоклассиков, и эклектиков-традиционалистов.
Все это было предзнаменованием перехода от конструктивизма к неоклассике, который пришёлся на 30-е годы. Именно этот период, известный как постконструктивизм, будет в центре внимания лекции.
mmoma.ru/lectures/istoriya_...sskogo_iskusstva_xx_veka_poteri_i_obreteniya/
Лекция 3. Переход от конструктивизма к сталинскому стилю
Кирилл Алексеев
28 сентября
На третьей лекции мы поговорим о том, как возник конструктивизм в советской архитектуре и какие трансформации он пережил, переходя к «сталинскому стилю».
Конструктивизм получил распространение в советской архитектуре в 20-х годах, и решительно отвергая архитектурные традиции прошлого и опираясь на абстрактные лаконичные геометрические формы, обусловленные функциональными и конструктивными особенностями зданий. Конструктивизм соответствовал новому — революционному духу времени и стал большим стилем, пришедшим на смену эклектике и модерну предшествующих десятилетий. Но несмотря на господство конструктивизма, одновременно с ним продолжали существовать другие стилистические тенденции, встречающиеся в творчестве отдельных архитекторов. Например, И.В. Жолтовский всегда придерживался в своём творчестве традиционалистского неоклассицистического направления, в том числе и в «эпоху конструктивизма». И.А. Фомин также разработал собственный стиль «красной дорики», основанной на «реконструкции классики» в соответствии с особенностями новой пролетарской идеологии, черты которой, по замыслу архитектора, этот стиль должен был выражать. В то же время, период господства конструктивизма сказывался на творчестве и неоклассиков, и эклектиков-традиционалистов.
Все это было предзнаменованием перехода от конструктивизма к неоклассике, который пришёлся на 30-е годы. Именно этот период, известный как постконструктивизм, будет в центре внимания лекции.
mmoma.ru/lectures/istoriya_...sskogo_iskusstva_xx_veka_poteri_i_obreteniya/