Эстетические категории в пластических и словесных искусствах

Bot

Администратор
Команда форума
23 Янв 2020
169,936
2,964
113
609311.jpg

Складчина: Эстетические категории в пластических и словесных искусствах​

Художники часто мучаются сомнениями относительно законченности их произведений. Постоянно их переписывают, перелепливают или перекомпоновывают движения (если это танец или режиссёрская постановка). С технической точки зрения, лучше всего взять референс и сравнить с ним, но это не путь художника. Референс — чужое произведение.
И всё-таки, если чисто технически всё сделано по канонам, почему тогда работа мыслиться и воспринимается как незаконченная? Почему? В большинстве случаев, это потому, что она недостаточно красива. Референсы, которые художники обычно используют как эталон, могут помочь только с оценкой формы, но не содержания (не красоты). Поэтому за эталон нужно брать не референсы, а эстетические категории и их смысл.

Разумеется, как таковых эстетических категорий в природе не существует. Под этим понятием подразумевается тот или иной коктейль эмоций, возникающий при восприятии произведения искусства (или случайного события в быту). Категории — это списки признаков этих коктейлей. Категории — это признаки.

Вот как раз потому, что эстетические категории — это списки признаков, они являются лучшим эталоном законченности работы, так как законченным человек посчитает не то произведение, в котором раскрыта тема, выражена идея и конфликт доведён до кульминации, и уж точно не то, которое похоже на референс, а то, которое вызвало у него соответствующий коктейль эмоций, т.е. чувство красоты.

В данном курсе мы разберём 30 эстетических категорий, а точнее, те явления, которые их наглядно выражают (потому что категорий как таковых не существует). Но перед тем, как перейти к оглавлению, ознакомьтесь с общей теорией красоты и тем, что о ней знают “тысячелетия житейского опыта, столетия философских размышлений и десятилетия точной экспериментальной науки”. Вот видео:


Также, чтобы ни у кого не возникало вопросов, как будут объясняться все эти 30 категорий, вот пример изложения: категория “Несовершенство”. То, как объясняется она, будут объясняться и остальные:


Оглавление

Общая психология и красота


Спойлер: Общая теория красоты
Ссылка на видео выше.

Спойлер: Красота биологического субъекта сознания
Биологический субъект — это наше животное “Оно”, он прямо не испытывает чувство красоты, но влияет на её восприятие личностью.

Спойлер: Красота социального субъекта сознания
Социальный субъект — это наше (в целом, тоже животное) “Мы”, и он тоже прямо не испытывает чувство красоты, но тоже влияет на её восприятие личностью.

Спойлер: Красота личностного субъекта сознания
Все эстетические категории — это категории личности, поэтому нужно разобраться с общими принципами восприятия красоты личностью и с тем, что личность такое.


Основополагающие категории эстетики. Эти категории особенные, они входят во все прочие категории (в каждую, причём одновременно все три сразу).
Спойлер: Ценность
Ценность — это категория, которая отвечает на вопрос: “произведение ли это искусства или нет?”

Спойлер: Катарсис
Конечная цель искусства.

Спойлер: Мера
Если что-то не в меру, то оно не красиво. Почему?


Итак, сами категории
Спойлер: Апония, атараксия, идеал
Эти категории тоже особенные и тоже входят во все прочие категории (кроме основополагающих), но входят поодиночке. Каждая из оставшихся категорий будет относится либо к апонии, либо к атараксии, либо к идеалу. Так что с этими тремя будем разбираться особо пристально.
Здесь будет и нейробиология и патопсихология, ибо это категории исключительной важности.

Спойлер: Гармония
Категория апонии. Гармония — это редкая и благородная драматическая категория, которую постоянно путают с прекрасным (простой и вездесущей категорией). Гармонию обычно понимают примитивно как чисто технический подгон цветов или линий друг к другу, чтобы по глазам не резало. Но “чтобы по глазам не резало” — это техника, а не искусство. Гармония слишком благородна, чтобы быть просто “чем-то, что по глазам не режет”.

Спойлер: Дисгармония
Категория атараксии. Подобно безобразному, дисгармония часто мыслится как антикрасота, но это, разумеется, чушь. Никакая победа героя произведения не будет воспринята как эстетическое действо без дисгармонии. Дисгармония лежит в основе эстетики напряжения. Поэтому, к слову, это одна из важнейших эстетических категория спорта.

Спойлер: Эксцентрическое
Категория идеала. А вот это — главная категория спорта, а также цирка.

Спойлер: Безобразное
Категория апонии. Безобразное иногда трактуют как антикрасоту, т.е. уродство. Однако это, разумеется, не так. Вот например:
Скрытая ссылка

Спойлер: Гротеск
Категория атараксии. Все любят гротеск, но никто не признаётся. Почему?
Скрытая ссылка

Спойлер: Низменное
Категория идеала. Почему зловещие плохиши всем так нравятся?
Скрытая ссылка

Спойлер: Прекрасное
Категория апонии. Под прекрасным часто понимается красота вообще, но прекрасное — это ещё и самостоятельная категория.

Спойлер: Величественное
Категория атараксии. Величественное часто путают с возвышенным, но у них совершенно разный набор качеств. Величественным является Вито Корлеоне.
Скрытая ссылка

Спойлер: Героическое
Категория идеала. Эту категорию тоже часто путают с возвышенным, но у неё с возвышенным ещё меньше общего, чем у величественного.

Спойлер: Монументальное
Категория апонии. Красота грандиозного собора, романа или симфонии.

Спойлер: Возвышенное
Категория атараксии. Возвышенное — это то, что заставляет благоговеть, основная эмоция возвышенного — восторг.

Спойлер: Харизма
Категория идеала. Если низменное — это категория зловещих плохишей, то харизма — зловещих молодцов. Разберёмся, почему о харизме такое непотребное количество мифов.

Спойлер: Совершенство
Категория апонии. Совершенство — это главный эстетический секрет режиссёрской постановки “Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона” Игоря Масленникова. В целом, категория очень благородная и весьма редкая.
Скрытая ссылка

Спойлер: Несовершенство
Категория атараксии. Об этой категории рассказано на видео выше.

Спойлер: Единство
Категория идеала. Если собрать в хор лучший оперных вокалистов мира, и они будут петь на максимуме своих возможностей, то весь хор будет звучать отвратительно, неслаженно, и будет резать по ушам. Чтобы хор звучал красиво и слажено, нужно, чтобы лучшие вокалисты мира исполняли только процентов на 60 от своих возможностей. Почему так?

Спойлер: Идиллическое
Категория апонии. Идиллическое — это красота светлой радости. Ничего сложного. Вот только когда художник садится сочинять произведение о светлой радости, он оказывается в ступоре, потому что не знает, что эстетически такое "светлая радость". И заканчивается это шаблонами, ничего не имеющего общего со светлой радостью, вроде этого:
Скрытая ссылка

Спойлер: Сентиментальное
Категория атараксии. Сентиментальное — это красота светлой грусти. О природе светлой грусти и поговорим.

Спойлер: Химерическое
Категория идеала. Химерическое — главная категория “Демона сидящего”. Взгляд демона — химерическое.
Скрытая ссылка

Спойлер: Изящество
Категория апонии. Основная категория фокусников и большинства танцоров, но очень вредная для актёров.

Спойлер: Грация
Категория атараксии. Грацию постоянно путают с изяществом. Теоретически, это основная категория актёров, которой они по невежеству в большинстве случаев не владеют. Также это основная категория исполнения медленных длиннонотных музыкальных пассажей.

Спойлер: Наивное
Категория идеала. Наивность маленьких детишек заставляет взрослого умиляться. А что такое наивность, и почему она заставляет умиляться?

Спойлер: Стиль (бонус)
Категория апонии. Бедный многострадальный стиль... Не поверите, но мне и впрямь этого парня жаль. 99.99% всего, что называют стилем, есть мода. Все 100% стилистов — модисты. Стилистом вообще быть нельзя. Стилю не то что бы нельзя научить и научиться, стилю нельзя даже научать (т.е. находиться в процессе обучения кого-то). Научать, научить и научиться можно только моде. Похоже, стиль обречён до скончания веков быть перепутанным с модой. Будем разбираться в его печальной карме.

Спойлер: Вкус (бонус)
Категория атараксии. А вот вкусу научить можно. Но вкус часто путают с пропагандой принадлежности к какому-то направлению моды (мол, вкус есть только у того, кто носит данный бренд). И как только человек примыкает к данной моде, его вкус обречён. Почему?

Спойлер: Калокагатия (бонус)
Категория идеала. Все обычно говорят про стиль и вкус, а между прочим, калокагатия — это синтез стиля и вкуса. Калокагатия также бывает этической категорией, но как эстетическая это, пожалуй, высшая категория эстетики.


Что ещё войдёт в курс?
Так как эстетические категории — это коктейли эмоций и эмоциональных состояний, нам придётся разобраться с некоторыми чисто психологическими явлениями.

Нейромедиаторы

Спойлер: Серотонин, бета-эндорфин и дофамин
Чтобы понять красоту, критически важно понять принцип воздействия на психику этих трёх нейромедиаторов и, разумеется, разницу между ними. Иначе понимание красоты останется на донаучном уровне.
Серотонин. Из-за своего специфического воздействия на психику у серотонина тяжёлая судьба в научпопе, потому что все знают, что он — “гормон счастья”, но никто точно не знает, какого именно счастья он “гормон”.

Бета-эндорфин. Бета-эндорфин практически всегда путают с дофамином, но нам нужно их строго отличить, потому что эндорфиновые категории эстетики в корне отличаются от дофаминовых.

Дофамин. Для нейробиологов, так как они не психологи, дофамин — это медиатор новизны и любопытства. Но в психологии личности и эстетике дофамин занимается совершенно не этим. В эстетике дофамин основывает треть категорий, ни одна из которых не связана ни с новизной ни с любопытством, потому что для личности дофамин важен совершенно по другим причинам.

Спойлер: Норадреналин
Нейромедиатор опасности, победы и трёх важных эстетических категорий.

Спойлер: Окситоцин
Окситоцин тоже несколько кособоко подаётся в научпопе. В целом, он есть медиатор привязанности, заботы и обнимашек, но это узкое понимание окситоцина. Эстетические категории, которые он формирует, показывают окситоцин гораздо шире.


Психологические защиты. Психологические защиты — это второй, помимо нейромедиаторов, фактор эстетики, потому что людям, у которых есть потребность в красоте, есть от чего защищаться.
Спойлер: Вытеснение, изоляция и отрицание
Это три исключительно важных для психики и эстетики защиты. Они формируют всю психологическую защитную систему сознания и подсознания. Поймите их и вы поймёте очень многое в эстетике и её категориях. Все прочие классические защиты станут весьма легко ясны, если уяснить эти три.

Спойлер: Прочие защиты
Некоторые защитные механизмы психики, вроде всемогущего контроля, формируют отдельные категории, а некоторые, вроде сублимации, целую группу категорий. В этом курсе нам понадобятся многие из защит.


Эмоции
Спойлер: Эмоции
Эмоции — это третий фактор эстетики. Чтобы понять суть некоторых категорий красоты, нужно понять эволюционную суть эмоций, которые их формируют. Так как эстетические категории являются коктейлями эмоций, мы обсудим как простые (односоставные) эмоции, вроде отвращения, так и сложносоставные, вроде благоговения.


Как было сказано в первом демонстрационном видео, чтобы восприять красоту нужно: 1) знать предмет, в котором заложена красота, 2) быть вовлечённым в предмет. Стало быть, чтобы освоить этот курс, нужно в достатке владеть своим искусством. Потому что эстетические категории — это просто эталонное мерило, а в разных искусствах мерить нужно разные составляющие (слово, геометрию, движения, звук). Посему без должного знания какого-то конкретного искусства эстетические категории на должном уровне не понять.
Какие категории не войдут в курс:

  • Трагическое, комическое, трагикомическое, ужасное, ирония и сатира не войдут в курс, т.к. эти категории слишком тесно связаны с жанром, а жанр — это отдельная большая тема.
  • Мимесис. Мимесис — причина художественного творчества и потому максимально объёмная и сложная категория, входящая абсолютно во всё и вся в искусстве. Это краеугольный камень эстетики, но это также её содержание. А чтобы понять содержание, нужно сначала понять форму, что и есть данный курс. Посему мимесис — это второй, продвинутый уровень понимания эстетических категорий. Возможно, до него дело ещё дойдёт.
Бонус
Бонусом курса являются три эстетические категории: стиль, вкус и калокагатия. Чтобы их получить, сделайте три рекламных поста по правилам ресурса и не забудьте отписаться об этом в теме.