Хорошее в человеке: щедрость, благодарность, любопытство, любовь, доброта и счастье [МАПП] [Салман Ахтар]

Bot

Администратор
Команда форума
23 Янв 2020
197,618
3,122
113
269049.jpg

Занятие №1
— Нормальная и патологическая щедрость
— Благодарность
Нормальная и патологическая щедрость
Эта лекция посвящена формальным и динамическим характеристикам щедрости. Щедрость как черта характера зарождается из сложного переплетения заложенных в нас способностей к заботе и альтруизму, приятных переживаний раннего младенчества и идентификации с качествами заботливого родителя в более позднем детстве и юности. Существует пять патологических синдромов: безграничная щедрость, неохотная щедрость, флуктуирующая щедрость, контролирующая щедрость и обманчивая щедрость. В этой лекции мы постараемся обсудить: (i) проявление и поддержание щедрого отношения к пациенту, (ii) слушание и интервенции из щедрости, (iii) распознавание и принятие здоровой щедрости пациента, (iv) диагностирование и интерпретация патологической щедрости пациента, (v) разоблачение и интерпретация защит от щедрости, (vi) распознавание и использование контрпереноса к щедрости.

Благодарность
Эта лекция посвящена чувству благодарности. Мы начнем с описания его феноменологических рамок и истоков развития. Далее я опишу следующие виды психопатологии: (i) тревожная дефлексия благодарности, (ii) преувеличение благодарности из чувства вины, (iii) нарциссическое отрицание благодарности и (iv) социопатическое отсутствие благодарности. Далее я опишу клиническое значение благодарности и подчеркиваю ценность (i) выражения чувства благодарности в ответ на проявления доброты пациента, (ii) понимания и принятия здоровой благодарности пациента, (iii) диагностики и интерпретации конфликтов пациента, связанных с благодарностью, (iv) проведение интервенций, направленных на постепенное усиление способности к благодарности в результате аналитической работы, и (v) избегание ловушек контрпереноса, связанных с благодарностью. В заключении я обобщаю эту тему и намечаю вопросы, заслуживающие дальнейшего внимания.

Занятие №2
— Любопытство
— Любовь

Любопытство
Английское слово «curiosity», означающее «любопытство», происходит от латинского «curiosus», которое означает одновременно «любознательный» и «осторожный». Беглое знакомство с другими распространенными языками подтверждает и дополняет такое понимание любопытства. Китайское слово 好奇(haoqi), которое переводится как любопытство, состоит из двух иероглифов и означает желание узнать больше о чем-то, что вызывает у человека интерес. Цель такого любопытства — собрать полезную информацию, удовлетворить эмоциональные и когнитивные потребности текущей фазы развития и приобрести знания, необходимые для аллопластической или аутопластической адаптации к жизни. Как язык может выполнять различные инстинктивные функции, а слова могут обозначать различные выделения организма, так и любопытство в любой форме и в любой модальности может обеспечить возможность для разрядки инстинктов и актуализации вытесненных сценариев отношений. Противоположностью такому представлению о любопытстве как о чем-то «запрограммированном» и филогенетически очевидном, является мнение, что любопытство может привести к неприятностям и даже к опасным для жизни событиям.

Любовь
Этот семинар посвящен романтической любви между двумя взрослыми партнерами. Начиная с идей Фрейда и продвигаясь все дальше и дальше, анализируя психоанализ середины XX века, современные работы и свои собственные взгляды, Салман проводит детальную деконструкцию того, что в просторечии называется «любовью».
Речь пойдет о потребности в любви и ее поддерживающей силе. Опыт зрелой любви подразумевает гармоничное сочетание привязанности и эротизма, а также либидо и агрессии. Она невозможна, если не отгоревать отказ от первичного нарциссизма, ранних симбиотических идеализаций, инстинктивного и морального мазохизма и преодоление трагедии, присущей эдиповой конфигурации. В противном случае в личной жизни человека будут господствовать психопатологические срывы и искажения.

На клинических примерах Салман показывает, что все подобные переживания, нормальные и ненормальные, влияют на клиническую ситуацию. Внимание будет уделяться темам привязанности, нежности и эротического желания на оси переноса-контрпереноса.
Презентация включит в себя клинические виньетки, личные воспоминания, литературные фрагменты и образную поэзию, которые вдохнут жизнь в нозологические и технические концепции.

Занятие №3
— Доброта
— Счастье

Счастье: происхождение, формы и техническая значимость
Критически анализируя высказывания Фрейда о счастье, а также идеи Хелен Дойч, Бертрама Левина, Мелани Кляйн и Хайнца Кохута, проф. Ахтар разрабатывает сложный и многослойный взгляд на этот феномен. Он делит счастье на четыре взаимосвязанные и иногда пересекающиеся разновидности: счастье, основанное на удовольствии (душевный подъем), счастье, основанное на самоутверждении (радость), счастье, основанное на слиянии (экстаз), и счастье, основанное на самореализации (удовлетворенность). Сделав некоторые оговорки и опираясь на свой клинический опыт, автор демонстрирует актуальность этих идей для практики психотерапии и психоанализа.

Доброта