Блок 1
Вводный модуль
- Организационные вопросы по процессу обучения на курсе
- Анонс программы
- Принципы быстрого и легкого обучения
1.1. Кто такой нутрициолог, и его роль в поддержании здоровья
1.2. История развития нутрициологии и диетологии
1.3. Питание, как фактор неинфекционных хронических заболеваний.
1.4. Доказательная нутрициология: какой информации доверять, и как ее использовать
Модуль 2 – Макронутриенты: функции, источники, нормы потребления
2.1. Обмен веществ и энергии. Анаболизм и катаболизм
2.2. Белки (протеины) и аминокислоты
2.3. Жиры (липиды) и жироподобные вещества
2.4. Углеводы (простые и сложные)
2.5. Пищевые волокна - роль в рационе человека
2.6. Водно-питьевой режим
Модуль 3 – Биохимия усвоения и обмена макро- и микронутриентов и ЖКТ
3.1. Анатомия желудочно-кишечного тракта
3.2. Физиология желудочно-кишечного тракта
3.3. Биохимия усвоения основных питательных веществ
3.4. Заболевания органов ЖКТ и их влияние на усвоение питательных веществ
3.5. Белковый обмен
3.6. Обмен жиров
3.7. Углеводный обмен
Модуль 4 – Микронутриенты: витамины и минеральные вещества и БАДЫ
4.1. Жирорастворимые витамины
4.2. Водорастворимые витамины
4.3. Жирные кислоты
4.4. Минеральные вещества
4.5. Суперфуды: миф или реальность? Когда обоснован прием микронутриентов?
4.6. БАДы: проблематика и польза
4.7. Диагностика дефицита витаминов
4.8. Диагностика дефицита минеральных веществ
4.9. Практические примеры применения добавок в работе нутрициолога. Витамины
4.10. Практические примеры. Минералы
Блок 2
Модуль 5 – Оценка фактического питания
5.1. Методы сбора пищевого анамнеза: анкетирование, 24-часовой анамнез, дневники питания
5.2. Приложения для отслеживания питания
Модуль 6 – Расчеты для составления рациона
6.1. Расчет базовых показателей энергозатрат человека и потребностей в БЖУ
6.2. Калорийность: считать или не считать? Регуляция голода
Модуль 7 – Принципы оценки фактического рациона и построения полноценного рациона
7.1. Принципы построения здорового рациона. Баланс макронутриентов. БЖУ – в различных ситуациях
7.2. Группы продуктов. Полезные и вредные продукты. Потребительская корзина
7.3. Принцип тарелки. Метод порций
7.4. Технологии приготовления пищи. Влияние кулинарной обработки на физико- химические изменения: БЖУ, витаминов и минеральных веществ
7.5. Правила и способы хранения продуктов для сохранения максимальной пользы
7.6. Старые тренды питания (диеты по Певзнеру, Кремлевская диета)
7.7. Доказательные протоколы питания (средиземноморский тип питания, вегетарианство, MIND, DASH, GAPs, FODMAP) и лечебные диеты
7.8. Современные диеты - проблематика использования (палео-протокол, LCHF, кето-диета, интервальное голодание, антикандидный, аутоиммунный, противогельминтный протоколы)
Модуль 8 – Особые сценарии. Составление рациона для разных групп клиентов
8.1. Питание и восстановление до беременности
8.2. Питание и восстановление во время беременности
8.3. Питание и восстановление после родов
8.4. Важные аспекты становления ГВ
8.5. Питание от 6 месяцев до 2х лет
8.6. Питание пожилых людей
8.7. Особенности составления вегетарианского рациона
Модуль 9 – Основы первичного нутрициологического консультирования
9.1. Консультация нутрициолога: форматы работы, этика, стоимость, сбор анамнеза
9.2. Алгоритм нутрициологического консультирования. Первичная консультация: важные моменты и порядок действий
9.3. Постановка целей. Составление долгосрочной стратегии
9.4. Формирование целевых привычек
9.5. Дневник питания как инструмент нутрициолога
9.6. Практика составления рациона для клиента
9.7. Завершение работы с клиентом
Блок 3
Модуль 10 – Метаболический синдром: причины, последствия, лечение
10.1. Современные методы оценки состава тела человека. Антропометрия, калиперометрия, биоимпедансометрия
10.2. Регуляция пищевого поведения
10.3. Метаболический синдром – определение, эпидемиология, диагностика. Генетика ожирения.
10.4. Причины вторичного ожирения. Диагностика, когда нужен врач
10.5. Виды, причины и взаимосвязь нутритивного дисбаланса с инсулинорезистентностью. Методы диагностики ИР, взаимосвязь с заболеваниями
10.6. Немедикаментозная коррекция метаболического синдрома
10.7. БАДы при метаболическом синдроме
Модуль 11 – Стратегии снижения веса
11.1. Принципы питания для преодоления МС. Разбор модных диет
11.2. Весовое «плато». Причины «плато» . Работа с «плато» при
соблюдении коридора калорийности.
Модуль 12 – Психология пищевого поведения
12.1. Классификация расстройств пищевого поведения. Как распознать рпп?
12.2. Особенности взаимодействия с клиентами с рпп. Что может делать нутрициолог в рамках своей компетенции
12.3. Сотрудничество с врачами психиатрами, психологами, эндокринологами
12.4. Психологические способы коррекции пищевого поведения
Модуль 13 – Влияние стресса на здоровье человека
13.1. Режим труда и отдыха. Оптимизация циркадных ритмов
13.2. Патологическое воздействие острого и хронического стресса на здоровье человека
13.3. Роль гормонов стресса в процессе формирования метаболического синдрома
13.4. Коррекция стресса с помощью питания, нутрицевтиков и методик оптимизации психического состояния
Модуль 14 – Физические нагрузки и вес. Спортивная нутрициология
14.1. Виды физических нагрузок. Различия в диетологических стратегиях
14.2. Особенности питания спортсменов и спортивная нутрициология
14.3. Питание при снижении веса. Выведения клиентов из плато.
14.4. Питание для набора веса
Модуль 15 – Работа с клиентом с лишним весом. Семейная нутрициология
15.1. Консультация health-коуча – особенности, зоны ответственности
15.2. Алгоритм нутрициологического ведения клиента
15.3. Полезные привычки при снижении веса. Полезные привычки при сохранении веса
15.4. Мотивационная динамика консультирования
15.5. Изменения питания в семье и коррекция здоровья каждого
Блок 4
Модуль 16 – Пищеварительная система и ее восстановление
16.1. ЖКТ - пищеварительный конвейер. Функциональные и органические патологии. Изжога - причины, красные флаги, возможности коррекции
16.2. Вздутие - причины, красные флаги, возможности коррекции
16.3. Запор - причины, красные флаги, возможности коррекции. Здоровье микробиоты.
16.4. Здоровье печени и желчного пузыря
Модуль 17 – Микробиота толстой кишки, как основа здоровья целостного организма
17.1. Современные представления о микробиоте: функции и последствия нарушений
17.2. Коррекция состава микробиоты: питание, пробиотики, пребиотики, симбиотики, синбиотики, постбиотики
Модуль 18 – Восстановление гормонального здоровья
18.1. Строение и функционирование эндокринной системы
18.2. Здоровье щитовидной железы. Питание, дефициты. Заболевания и их лечение и нутрицевтическая поддержка.
18.3. Здоровье надпочечников. Разоблачение мифов
18.4. Женское здоровье и питание для его восстановления
18.5. Причины бесплодия и способы коррекции
18.6. Прегравидарная подготовка: стандартный чек-ап
18.7. Пременопауза и менопаузальный период
18.8. Мужское здоровье
Блок 5
Модуль 19 – Антиэйдж стратегии.Генетика
19.1. Теории старения. Генетика и эпигенетика. Лабораторные маркеры старения.
19.2. Питание и образ жизни, как факторы долголетия. Возраст-зависимые заболевания (гипертония, остеопороз, саркопения, нейродегенерация). Геропротекторы в пище
Модуль 20 – Бьюти-нутрициология
20.1. Строение и функции покровной системы. Влияние питания и нутрицевтической поддержки на здоровье кожи, ногтей и волос.
20.2. Здоровье волос и ногтей
Модуль 21 – Восстановление сердечно- сосудистой системы
21.1. Строение и функционирование ССС
21.2. Артериальная гипертония: патогенез, профилактика. Красные флаги
21.3. Заболевания сердечно-сосудистой системы: патогенез, профилактика. Оценка риска сердечно-сосудистых катастроф
21.4. Дислипидемии: причины и коррекция (диетологическая и
фармакологическая)
Модуль 22 – Нейронутрициология
22.1. Строение нервной системы. Органы чувств.
22.2. Нейромедиаторы. Ось кишечник - мозг
22.3. Нейродегенерация: скрытая пандемия 21 век
22.4. Нейронутрициология. Возможности питания в предупреждении и восстановлении функциональной активности нервной системы
Модуль 23 – Здоровье иммунной системы
23.1. Иммунная система: строение и нормальная физиология
23.2. Питание, образ жизни и нутрицевтическая поддержка и для профилактики нарушений работы
иммунной системы
23.3. Основные виды нарушения работы иммунитета - аллергии, аутоимунные реакции,
иммунодефицит
Модуль 24 – Мочевыделительная система
24.1. Строение и нормальная физиология мочевыделительной системы
24.2. Мочекаменная болезнь: причины, диагностика - виды камней, методы
нутрициологической коррекции
24.3. Воспалительные заболевания (пиелонефрит, цистит, уретрит). Диагностика, возможности
нутрицевтиыеской поддержки
Модуль 25 – Восстановление костно-мышечной системы
25.1. Строение и функционирование костно-мышечной системы
25.2. Заболевания костно-мышечной системы. Причины болей в суставах. Возможности
нутрицевтической коррекции
Блок 6
Модуль 26 – Лабораторная диагностика, анализы
26.1. Основы лабораторной диагностики: референсы, нормы, вариабельности.
26.2. Клинический анализ крови
26.3. Биохимический анализ крови (12 показателей)
26.4. Анализы кала (кальпротектин, скрытая кровь, копрограмма)
Методическое пособие. Анализы и исследования в гастроэнтерологии
Базовые чек-апы для мужчин и женщин
Модуль 27 – Нутрицевтики: формы витаминов и микроэлементов
27.1. Витамины и формы (актуальность, плюсы, минусы, побочные эффекты)
27.2. Минеральные вещества и формы (актуальность, плюсы, минусы,
побочные эффекты)
Модуль 28 – Правовые основы консультирования
28.1. Правовые основы частной практики нутрициолога в РФ
28.2. Оформление консультативной работы
Блок 7
Модуль 29 – Личный бренд нутрициолога
29.1. Обучение методам продвижения в соц. медиа.
29.2. Развитие личного бренда нутрициолога. Организация потока клиентов и лидогенерации.
29.3. Привлечение клиентов из соц. сетей, создание маркетинговой стратегии и продвижение через интернет.