
Практики по вторникам направленные на выстраивание системы в Obsidian
Работа целиком и полностью осуществляется в Obsidian
Часть 1. Настройка системы записей
(Формируем базу знаний и осознаем её ценность)
Неделя 1: Первые шаги
- Практика: Настройка хранилища, знакомство с инструментом
- Создание первой заметки: Определяем цель работы на 12 недель
- Результат: Первая "грязная" заметка с рефлексией
- Материал: Подготовка к занятию по логике
- Практика: Создание первого опорного конспекта с личными выводами
- Практика: Установка первого плагина, создание шаблонов
- Обновление опорного конспекта: Добавление новых инструкций
- Ретроспектива #1: Оценка прогресса и корректировка целей
- Практика: Написание заметок о понятии "обоснование"
- Ретроспектива #2: Разбор опыта с третьего занятия
- Изучение ключевого вопроса: "Какие ваши доказательства?"
- Первая фундаментальная техника: Начинаем с себя
- Практика: Проектируем эксперименты через заметки
- Анализ идей: Что еще нужно учесть?
Часть 2. Работа с информацией (“нечтение”)
(Углубляем знания и связываем информацию)
Неделя 6: Осознание и связывание опыта
- Практика: Использование заметок для реконструкции опыта
- Связывание заметок: Формирование логических цепочек
- Практика: Создание заметки-источника на основе техники скимминга
- Формализация опыта: Планирование внедрения новых знаний
- Практика: Использование Canvas в Obsidian для визуализации идей
- Практика: Полное перефразирование идей и адаптация в личный контекст
- Создание заметок на основе изученного материала
- Практики полного цикла: От прочтения до создания связных заметок
- Работа в среде Obsidian: Связываем идеи в единую систему
- Формирование устойчивого навыка ведения базы знаний
Практики по четвергам цель, которых тренировка логических методов и техник “нечтения”
Часть 1: "ХУЛИлогики"
Занятие 1: Душним по понятиям
Мы начнем с того, что будем учиться формулировать причинно-следственные связи и разбирать самые частые ошибки в формулировках:
- Неполные утверждения,
- Опущенные детали при использовании прилагательных и наречий,
- "Мутные" глаголы.
Здесь вопрос "Почему?" - это не детский вопрос про причины, а скорее "взрослый" вопрос про обоснование причинно-следственной связи.
- Рекурсия или тавтология как частые логические ошибки,
- «Третий элемент» как ключ к нестандартным решениям,
- Истинность и относимость обоснования.
Построив диаграмму причин и следствий мы начнем проверять то, на сколько мы уверены в существовании той или иной связи. На чем они вообще держатся?
Где-то я могу доказать её существование, где-то я имею собственный опыт, где-то у меня есть свидетельства другого человека, которое я получил от него или из его книг (тоже, кстати, не всегда очевидно на чём оно основано), а где-то я просто в это верю.
Мы будем учиться проверять "крепость" связи, чтобы понимать в какой мере и на какие выводы можно опираться.
Занятие 4: Что еще нужно
Когда мы анализируем проблему важно убедиться, что мы:
- Не переоцениваем выгоды
- Не недооцениваем издержки
Занятие 5: Как еще можно
На этом занятии мы тренируем навык нахождения нестандартных решений для привычных проблем.
Вы можете иметь уверенность, что ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ получить X ВАМ НЕОБХОДИМО достичь Y, но...
А вдруг есть Z, которое проще, дешевле, быстрее и даст вам тот же самый X?...
Как правило, такие варианты есть и мы будем учиться их замечать.
Занятие 6: Что еще нужно
На этом занятии мы будем учиться глубокому анализу причинно-следственной связи:
- Каковы причины существования самой связи?
- А какими могут быть следствия второго порядка?
Часть 2: КнЧК
Занятие 1: Скимминг
На первом занятии поговорим о том, что мы не обязаны читать книги от корки до корки страницу за страницей. Разберемся в тонкостях циклического чтения и поймем, как настраивать свой мозг на поиск основных и второстепенных идей.
За время занятия мы сможем освоить 200–300 страниц не самой праздной книги и выделим основные идеи из прочитанного.
Занятие 2: Декомпозиция
На этом занятии мы будем учиться понимать смысл: выделенные идеи с прошлого занятия будем ужимать до смысловых единиц. Результатом проделанной работы станет созданная нами интеллект-карта, или мыслесхема.
Занятие 3: Перефразирование
На этом занятии мы будем работать с интеллект-картой, созданной на предыдущем занятии. Не открывая книгу, мы будем восстанавливать мысли автора, и так получится, что это уже не будут мысли автора — это будут наши собственные мысли, которые обязательно начнут цепляться за наш опыт, переживания и идеи. В итоге мы сможем контекстуализировать информацию из книги в личный опыт — и сделать из нее знание.
Занятие 4: Вдумчивое чтение
На этом занятии мы учимся визуально представлять прочитанную ранее статью, работаем с логическими «улитками» Максима Дорофеева. Мы строим причинно-следственные связи, ищем обоснования, анализируем негативные аспекты и учимся вести дискуссии, следуя определенному алгоритму.
Занятия 5-6: Практика полного конвейера
К этому моменту мы соберем максимальный инструментарий мыслительных инструментов и будем прорабатывать сложные вопросы в полном цикле, от скимминга (быстрого прочтения), до картирования (одним из несколькоих способов, которые освоим за курс), до формулирования собственного понимания.
Итог:
К концу курса у участников сформируется индивидуальная база знаний, привычка структурировать информацию, анализировать прочитанное и логически мыслить использовать заметки, для отражения в них собственных выводов и результатов деятельности.