Второй мозг. Курс для тех, кто хочет научиться думать головой [Рустам Агамалиев, Максим Дорофеев]

Bot

Администратор
Команда форума
23 Янв 2020
175,402
3,003
113
138409.jpg

Практики по вторникам направленные на выстраивание системы в Obsidian
Работа целиком и полностью осуществляется в Obsidian

Часть 1. Настройка системы записей
(Формируем базу знаний и осознаем её ценность)

Неделя 1: Первые шаги

  • Практика: Настройка хранилища, знакомство с инструментом
  • Создание первой заметки: Определяем цель работы на 12 недель
  • Результат: Первая "грязная" заметка с рефлексией
Неделя 2: Основа логического мышления
  • Материал: Подготовка к занятию по логике
  • Практика: Создание первого опорного конспекта с личными выводами
Неделя 3: Обновление целей и структурирование
  • Практика: Установка первого плагина, создание шаблонов
  • Обновление опорного конспекта: Добавление новых инструкций
  • Ретроспектива #1: Оценка прогресса и корректировка целей
Неделя 4: Обоснования и фундаментальные вопросы
  • Практика: Написание заметок о понятии "обоснование"
  • Ретроспектива #2: Разбор опыта с третьего занятия
  • Изучение ключевого вопроса: "Какие ваши доказательства?"
  • Первая фундаментальная техника: Начинаем с себя
Неделя 5: Проектирование и эксперименты
  • Практика: Проектируем эксперименты через заметки
  • Анализ идей: Что еще нужно учесть?

Часть 2. Работа с информацией (“нечтение”)
(Углубляем знания и связываем информацию)
Неделя 6: Осознание и связывание опыта
  • Практика: Использование заметок для реконструкции опыта
  • Связывание заметок: Формирование логических цепочек
Неделя 7: Работа с источниками
  • Практика: Создание заметки-источника на основе техники скимминга
  • Формализация опыта: Планирование внедрения новых знаний
Неделя 8: Картирование идей
  • Практика: Использование Canvas в Obsidian для визуализации идей
Неделя 9: Глубокое понимание через перефразирование
  • Практика: Полное перефразирование идей и адаптация в личный контекст
  • Создание заметок на основе изученного материала
Неделя 10-12: Полный цикл работы с идеями
  • Практики полного цикла: От прочтения до создания связных заметок
  • Работа в среде Obsidian: Связываем идеи в единую систему
  • Формирование устойчивого навыка ведения базы знаний

Практики по четвергам цель, которых тренировка логических методов и техник “нечтения”

Часть 1: "ХУЛИлогики"

Занятие 1: Душним по понятиям

Мы начнем с того, что будем учиться формулировать причинно-следственные связи и разбирать самые частые ошибки в формулировках:
  • Неполные утверждения,
  • Опущенные детали при использовании прилагательных и наречий,
  • "Мутные" глаголы.
Занятие 2: "Почему (ты так думаешь)"
Здесь вопрос "Почему?" - это не детский вопрос про причины, а скорее "взрослый" вопрос про обоснование причинно-следственной связи.
  • Рекурсия или тавтология как частые логические ошибки,
  • «Третий элемент» как ключ к нестандартным решениям,
  • Истинность и относимость обоснования.
Занятие 3: Какие ваши доказательства
Построив диаграмму причин и следствий мы начнем проверять то, на сколько мы уверены в существовании той или иной связи. На чем они вообще держатся?
Где-то я могу доказать её существование, где-то я имею собственный опыт, где-то у меня есть свидетельства другого человека, которое я получил от него или из его книг (тоже, кстати, не всегда очевидно на чём оно основано), а где-то я просто в это верю.

Мы будем учиться проверять "крепость" связи, чтобы понимать в какой мере и на какие выводы можно опираться.

Занятие 4: Что еще нужно
Когда мы анализируем проблему важно убедиться, что мы:

  • Не переоцениваем выгоды
  • Не недооцениваем издержки
Для этого нам нужно будет проанализировать все причины на предмет необходимости и достаточности, а так же проверить следствия на предмет альтернативных причин.
Занятие 5: Как еще можно
На этом занятии мы тренируем навык нахождения нестандартных решений для привычных проблем.

Вы можете иметь уверенность, что ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ получить X ВАМ НЕОБХОДИМО достичь Y, но...

А вдруг есть Z, которое проще, дешевле, быстрее и даст вам тот же самый X?...

Как правило, такие варианты есть и мы будем учиться их замечать.

Занятие 6: Что еще нужно
На этом занятии мы будем учиться глубокому анализу причинно-следственной связи:

  • Каковы причины существования самой связи?
  • А какими могут быть следствия второго порядка?
На этом занятии мы начнем лучше понимать механизмы явлений в наше дилемме и это станет почвой для поиска нестандартных прорывных решений в следующем занятии.
Часть 2: КнЧК

Занятие 1: Скимминг

На первом занятии поговорим о том, что мы не обязаны читать книги от корки до корки страницу за страницей. Разберемся в тонкостях циклического чтения и поймем, как настраивать свой мозг на поиск основных и второстепенных идей.

За время занятия мы сможем освоить 200–300 страниц не самой праздной книги и выделим основные идеи из прочитанного.

Занятие 2: Декомпозиция
На этом занятии мы будем учиться понимать смысл: выделенные идеи с прошлого занятия будем ужимать до смысловых единиц. Результатом проделанной работы станет созданная нами интеллект-карта, или мыслесхема.

Занятие 3: Перефразирование
На этом занятии мы будем работать с интеллект-картой, созданной на предыдущем занятии. Не открывая книгу, мы будем восстанавливать мысли автора, и так получится, что это уже не будут мысли автора — это будут наши собственные мысли, которые обязательно начнут цепляться за наш опыт, переживания и идеи. В итоге мы сможем контекстуализировать информацию из книги в личный опыт — и сделать из нее знание.

Занятие 4: Вдумчивое чтение
На этом занятии мы учимся визуально представлять прочитанную ранее статью, работаем с логическими «улитками» Максима Дорофеева. Мы строим причинно-следственные связи, ищем обоснования, анализируем негативные аспекты и учимся вести дискуссии, следуя определенному алгоритму.

Занятия 5-6: Практика полного конвейера
К этому моменту мы соберем максимальный инструментарий мыслительных инструментов и будем прорабатывать сложные вопросы в полном цикле, от скимминга (быстрого прочтения), до картирования (одним из несколькоих способов, которые освоим за курс), до формулирования собственного понимания.

Итог:
К концу курса у участников сформируется индивидуальная база знаний, привычка структурировать информацию, анализировать прочитанное и логически мыслить использовать заметки, для отражения в них собственных выводов и результатов деятельности.