Первый подход: терапевт может заранее оценить (концептуализировать) клиента как сложного, опираясь на описание его трудностей.
Часто так воспринимаются клиенты с множественными проблемами, включая:
- хронические психические заболевания,
- расстройства личности,
- множественную травму,
- зависимость от ПАВ,
- суицидальность,
- осложненность серьезными физическими заболеваниями или социальными проблемами.
Второй подход - заключается в описании нашего взаимодействия с клиентом.
В сложном взаимодействии мы испытываем сужение нашей психологической гибкости.
Возникают ситуации, когда:
- терапевту сложно работать с клиентом, сохранять терапевтическую позицию, оставаться вовлеченным и искренне расположенным
- терапевт в контакте с клиентом переживает бессилие, разочарование, состояние тупика и непонимания, желание закончить терапию в одностороннем порядке
И мы знаем, что в работе с клиентами с комплексными психологическими проблемами в 1 пункте, терапевт может получить большое удовлетворение, если хорошо понимает клиента, его проблематику, если справляется с созданием и поддержанием терапевтического альянса и есть навык выносить в контакт и обсуждать с клиентом возникающие сложности, такие как сопротивление, негативная реакция на терапию, атаки на терапевта и терапию, пропуски и неоплаты.
И точно также изначальный запрос клиента может быть достаточно простым и понятным, но в процессе терапевт чувствует растерянность, непонимание, появляется ощущение тупика, терапевт спутывается со своими мыслями, чувствами, теряет контакт с настоящим моментом и ценностями.
И если большая часть клиентов воспринимаются как сложные, это может приводить к выгоранию терапевта.
Это вебинар для психологов:
Которые сталкиваются в работе с ощущением тупика и непонимания
Испытывают сложные чувства к клиенту
Сталкиваются с сомнениями в себе и переживают, что что-то важное ускользает из терапевтического процесса.
продажник