Конструкции. Почему они стоят и почему разваливаются

Bot

Администратор
Команда форума
23 Янв 2020
165,914
2,936
113
[IMG]

В этой книге Джеймсу Гордону блестяще удается просто рассказать о технически сложном: что такое конструкции (природные и искусственные), как они устроены, как работают, что удерживает их от разрушения, а что разрывает на части, какие физические законы тому причиной и кто эти законы открыл.

Неформально и остроумно, но без чрезмерного упрощения автор объясняет, как действуют могущественные силы, которые помогают зданиям не разваливаться, вантовым мостам не падать под тяжестью восьмиполосного автомобильного трафика, а плотинам сдерживать тысячи тонн воды. И наоборот: почему из-за таких явлений, как натяжение, скручивание, сдвиг и сжатие, все-таки случаются катастрофы, отваливаются крылья у самолетов и ломаются ноги у людей.

Благодаря непринужденной подаче энциклопедический объем фактов, причин и следствий воспринимается как увлекательная беседа, которая пролетает незаметно и оставляет у читателя приятное чувство, будто обо всем этом он уже знал (или, во всяком случае, догадывался), и вот наконец эти знания перед ним умело разложили по полочкам.

Книга адресована всем, кого интересуют физические основы и устройство окружающего материального мира.

Твердый переплет

Объем — 480 стр.

Формат — 144 × 216 мм

Тираж — 3000 экз.

ISBN 978-5-98062-117-9

Вес: 780 г

Спойлер
Конструкцией мы называем сооружение из различных материалов, предназначенное для того, чтобы выдерживать нагрузки. Наука о конструкциях — одна из традиционных дисциплин современного знания. Если конструкции рушатся, велика вероятность гибели людей, поэтому инженеры всегда с пристрастием изучают их поведение. Однако, к большому сожалению, когда доходит до передачи этих знаний простым людям, дело не клеится: инженеры начинают говорить на птичьем языке и оставляют слушателей в убежденности, что учение о конструкциях и их работе — это нечто невразумительное, малозначительное да к тому же удивительно скучное.
Тем не менее конструкции так тесно вплетены в нашу жизнь, что мы не можем позволить себе не замечать их — любое растение, животное или изделие человека несет большую или меньшую нагрузку. Практически все вещи, что нас окружают, являются конструкциями того или иного типа. В разговоре о них уместен не только вопрос, почему падают мосты, рушатся дома или ломаются машины, но и почему червяк имеет форму червяка и почему летучая мышь пролетает сквозь куст шиповника без ущерба для крыльев. Каков принцип действия сухожилий? Отчего появляется люмбаго? Почему птеродактили весили так мало? Зачем птицам перья? Как работают артерии? Как помочь детям-инвалидам? Почему у парусников такой сложный такелаж? Почему женихи Пенелопы никак не могли натянуть лук Одиссея? Зачем древние люди снимали на ночь колеса с колесниц? Как действовала древнегреческая катапульта? Почему тростник колышется на ветру? Отчего так красив Парфенон? Могут ли инженеры учиться у природы? А чему сами инженеры могут научить врачей, биологов, художников и археологов?

Случилось так, что попытки понять, как работают конструкции и почему они ломаются, оказались гораздо более трудоемкими и заняли гораздо больше времени, чем можно было рассчитывать. Лишь недавно мы смогли заполнить пробелы в знаниях настолько, чтобы ответить на некоторые из этих вопросов более или менее толково и внятно. Чем больше фрагментов головоломки собирается воедино, тем яснее становится общая картина — и предмет из науки для узких специалистов превращается в полезное и общедоступное знание, применимое в разных жизненных ситуациях.

Эта книга — современный взгляд на конструкции в природе, технике и повседневной жизни. Мы поговорим о том, как необходимость в прочности и способности выносить нагрузки повлияла на все виды механизмов и живых существ, включая человека.

Спойлер: Об авторе
Джеймс Эдвард Гордон (Великобритания, 1913–1998) — один из основоположников материаловедения и биомеханики, автор популярных книг о конструкциях и материалах. Изучал теорию кораблестроения в Университете Глазго.
В начале Второй мировой войны Гордон поступил на службу в Королевский авиационный научно-исследовательский институт в Фарнборо, где, среди прочего, спроектировал спасательную шлюпку, которой оснащалось большинство бомбардировщиков того периода. Позже возглавил отдел полимерных конструкций, а его методика конструирования из армированного пластика до сих пор применяется в самолето- и ракетостроении.

Занимался исследованием прочности существующих конструкционных материалов и созданием принципиально новых. Награжден серебряной медалью Королевского авиационного общества за разработки в области авиационных полимеров и медалью Гриффита за вклад в материаловедение.
 
Сверху Снизу