Искусство ислама в Крыму: от Османской империи к России
25.11.2021
В лекции на примере архитектуры и живописи Бахчисарайского ханского дворца, декорации мечетей, каменной резьбы и каллиграфии рассказывается об искусстве ислама в Крыму XVI- XIX в.
В 1475 г. Крымский полуостров оказался разделен на две неравные части: турецкие владения на южном берегу и политически зависимое от Османской империи Крымское ханство. Полуостров попал под мощнейшее османское влияние, в том числе и в области искусства, которое далеко не закончилось в 1774 г., когда ханство стало формально независимым. Более того искусство крымских мусульман испытывало его и много позже: османское искусство подарило Крыму ту идеализированную типологию форм, которые непроизвольно использовались крымскотатарской культурой всякий раз, когда речь шла о художественном творчестве. Так османское искусство с его общим с Крымом богатым античным и византийским наследством стало не просто образцом для подражания, но источником идеи классицизма. Вместе с тем, в XVIII в. Крым, как и Османская империя, начинает испытывать европейские влияния, отразившиеся в придворном искусстве. В период Российской империи такой классикой стало не только османское искусство, но и сама эпоха Крымского ханства (т. е. фактически усвоенная османская культурная доминанта), эстетические достижения и образцы которой воспроизводятся до сих пор. В XIX в. европейские по происхождению «ориенталистские» образы, часть которых удивительным образом со временем превратилась в классику и стала одним из источников национальной эстетики, добавили в эту картину пестроты и своеобразия и сделали искусство ислама в Крыму ярким примером несовпадения событийного и культурного времени.
Стоимость билета на 1 онлайн-лекцию - 300 рублей.
www.orientmuseum.ru/events/...rimu__ot_osmanskoy_imperii_k_rossii/index.php
25.11.2021
![[IMG] [IMG]](https://i.ibb.co/hFsF8HL/2149-mainfoto.jpg)
В лекции на примере архитектуры и живописи Бахчисарайского ханского дворца, декорации мечетей, каменной резьбы и каллиграфии рассказывается об искусстве ислама в Крыму XVI- XIX в.
В 1475 г. Крымский полуостров оказался разделен на две неравные части: турецкие владения на южном берегу и политически зависимое от Османской империи Крымское ханство. Полуостров попал под мощнейшее османское влияние, в том числе и в области искусства, которое далеко не закончилось в 1774 г., когда ханство стало формально независимым. Более того искусство крымских мусульман испытывало его и много позже: османское искусство подарило Крыму ту идеализированную типологию форм, которые непроизвольно использовались крымскотатарской культурой всякий раз, когда речь шла о художественном творчестве. Так османское искусство с его общим с Крымом богатым античным и византийским наследством стало не просто образцом для подражания, но источником идеи классицизма. Вместе с тем, в XVIII в. Крым, как и Османская империя, начинает испытывать европейские влияния, отразившиеся в придворном искусстве. В период Российской империи такой классикой стало не только османское искусство, но и сама эпоха Крымского ханства (т. е. фактически усвоенная османская культурная доминанта), эстетические достижения и образцы которой воспроизводятся до сих пор. В XIX в. европейские по происхождению «ориенталистские» образы, часть которых удивительным образом со временем превратилась в классику и стала одним из источников национальной эстетики, добавили в эту картину пестроты и своеобразия и сделали искусство ислама в Крыму ярким примером несовпадения событийного и культурного времени.
Стоимость билета на 1 онлайн-лекцию - 300 рублей.
www.orientmuseum.ru/events/...rimu__ot_osmanskoy_imperii_k_rossii/index.php